пятница, 3 июля 2015 г.

Время


В 70 км от нас находится известный Макарьевский монастырь. Одно из мест, куда хочется возвращаться. Потому что там не просто история, религия, а – ВРЕМЯ. Оно ощутимое, до мурашек на коже, затягивающее в себя, как в воронку, в которую, без сопротивления, летишь. Не чувствуя вот этого привычного уже свиста минут и лет, опускаешься через века. Волшебное место, спокойное! Без малейшего налета «звездности», не ставшее туристическим центром с религиозным уклоном, со ста способами относительно честного отъема денег у посетителей. Монастырь остался, прежде всего, монастырем, как и было задумано при его основании в 1435 году преподобным Макарием Желтоводским и Унженским. Посетителей, конечно, допускают. В крепостной стене есть маленькая калиточка со звонком. Только их совсем не много. Изредка приплывают туристические теплоходы. Насельницы тихой обители быстро мобилизуются на экскурсии, проводят группы по храмам. После чего ворота закрываются, и монастырь снова погружается через века к своим истокам.

В 90-х годах несколько лет подряд каждое лето я приезжала сюда на 3-4 дня. Из всех соборов отрыта и более-менее отреставрирована была только Троицкая церковь. Самый большой собор стоял не прибранным, но вовсе не заброшенным. В нем происходила своя жизнь, не видимая человеческому глазу. На темных стенах светились фрагменты фресок, будто отражение в зеркалах. Именно в это время, в 90-х, росписи начали самообновляться. На полу осыпавшейся штукатурке вдруг проступали прозрачные лики и удивительно чистые краски. В надвратной церкви, куда вела крутая каменная лестница со стертыми ступенями, стояла еще одна самообновляющая икона. При одном взгляде на нее охватывал трепет от причастия к Другому миру, который был буквально на расстоянии вытянутой руки. Вообще в монастыре чудеса были естественным делом, их не афишировали, ими не гордились. С ними просто – жили. Как жили в постоянном погружении в вечность, которая была в пределах этих древних стен нормальным временем.

Мне мимоходом показывали краснощёкую девочку лет 13, помогающую доить коров и бегающую среди огородных грядок, с другими детьми-паломниками. Год назад мать привезла ее при смерти, со страшной болезнью почек. В 90-е годы в больницах кроме зеленки и йода лекарств не было. Монастырь своими сырыми темными кельями и храмами совершил очередное чудо! Я разговаривала с мужиком, которого жена привезла для избавления от пьянства. Сначала сходил с ума в этих крепостных стенах, а потом настолько привык, что домой не захотел возвращаться. Сидели мы с ним на закате жаркого июльского дня, дожидаясь вечерней трапезы, а он рассказывал, что более всего нравится ему здесь то, как неторопливо течет время, какое оно безграничное и безразмерное.

Одна из моих предпоследних поездок в Макарьевский монастырь закончилась автомобильной аварией. Я только получила права и была уверена, что знаки на обочинах расставлены для украшения дороги. Не вписавшись в крутой поворот, машина два раза перевернулась через крышу и сползла в овраг. Мы не получили даже царапины! Анекдотичное создание Украинского автопрома приобрело лишь легкую помятость корпуса. Жители ближайшей деревни вытянули наше средство передвижения на дорогу, перекрестили и – мы поехали дальше, куда и направлялись. Ставить свечи за благополучное спасение! Потом, узнав подробности, все знакомые дружно выдыхали: «С Богом ехали!»

Так и не смогла вспомнить, сколько лет я там не была, 16-17? На месте бывших грядок посажены яблоневые сады. Все храмы отреставрированы. Дорожки, заборчики, лестницы, галереи, поленницы дров в арках стен. Около бывшей трапезной меня угостили монастырской клубникой (очень сладкая!). Было очень жарко, в голубом небе плавали золотые кресты, над ними кружились птицы…





















Монастырь был основан около 1435 года преподобным Макарием Желтоводским и Унженским. По преданию, он выкопал на берегу озера пещеру и поселился в ней. К нему за советом и помощью стали приходить люди. Святой Макарий крестил в озере обращенных им в православную веру. Вскоре присоединились к нему другие подвижники. Они построили храм в честь Святой Троицы, вокруг которого и образовался монастырь, расположившийся на берегу озера. Желтоводским назван по Жёлтому озеру. Волга, меняя своё русло, со временем поглотила озеро, и монастырь оказался на волжском берегу. В 1439 году обитель была разрушена отрядом хана Улу Мухаммеда, иноки были убиты, а Макарий уведен в плен. Место обители на Желтых водах было покинуто и забыто в течение долгого времени. Преподобный Макарий явился во сне иноку Авраамию из города Мурома и повелел идти к Желтому озеру восстанавливать обитель. Случилось это в 1620 году. Таким образом, оставленный монастырь находился в запустении около 200 лет и был возобновлен в 1626 году Авраамием, который построил здесь две церкви - Троицкую и Успенскую. Со временем храмы стали обрастать жилыми и хозяйственными постройками. Русские монастыри были в древности и культурными, и хозяйственными центрами, что давало им возможность играть роль опорных пунктов при заселении края. У стен Макарьевского монастыря встречались суда, плывущие вниз по течению из старорусских земель, с теми, которые тянули бурлаки из устья Волги. Поэтому здесь, на середине Волжского пути, и закрепилась крупнейшая в России Макарьевская ярмарка. Именно с торговых сборов монастырь был отстроен, возведены каменные постройки. После церковного раскола (1653-1656) одним из оплотов старообрядчества стала река Керженец, практически в устье которой и стоит Макарьевский монастырь. Во многом по политическим причинам в 1817 году Макарьевская ярмарка была перенесена в Нижний Новгород, доходы монастыря оскудели, монастырь признан заштатным, в нём произошёл крупный пожар, и вскоре монастырь был упразднён. Снова восстановлена обитель была в 1883 году, но уже как женская. В годы советской власти монастырь был ликвидирован, в его стенах расположился детский дом. В годы войны в монастыре размещался эвакогоспиталь, а в 1943 году обитель была передана Лысковскому зооветеринарному техникуму. В 1991 году Священный Синод принял решение об открытии Свято-Троицкого Макарьевского Желтоводского монастыря.



1 комментарий:

  1. "Белые церкви, твердыни вселенныя, не устоите, развалится мир".

    ОтветитьУдалить