понедельник, 13 июня 2011 г.

Качнется купол неба

"Как здорово, что все мы здесь, сегодня собрались..." Было большое рабочее село, а вокруг - 14 деревень. И все объединялись одним словом Приход церкви в честь Богоявления Господня. Строительство деревянной церкви в этих местах народная молва относит к 1673 г. В писцовых книгах1785 г. за церковью уже записаны леса, озера, рыбные ловли, перешедшие затем новой каменной церкви. Ее построили в 1804 г. и освятили в честь Богоявления Господня. Была она «прочной, украшенной небедно, оснащенной утварью и ризницей в достаточном количестве». Сложили церковь из красного кирпича и белого камня, покрыли железом. Кроме алтарной главы, возвышались пять других глав. Кресты были обиты белой жестью, а купола и крыша окрашены зеленой краской. На церковной колокольне размещались шесть колоколов, самый большой из них весил 107 пудов, повседневный колокол – 15 пудов.

Последнее фото этой церкви, которая была несколько веков, собирала и согревала около себя людей, взращивала династии священников (служили несколько поколений знаменитой династии священников Яворских, последний из которых, о. Михаил, закончил Петроградскую ДА и Археологический институт, служил в Петербурге. О.Михаил был темпераментным проповедником, широко образованным человеком. Прихожане - как простые люди, так и интеллигенты - очень любили о.Михаила. Он был постоянным гостем дворницких, чердаков, подвалов. Он был другом старых бабушек, торговавших семечками, приятелем сторожей, прислуги, чернорабочих. Это был красивый, стройный батюшка с академическим значком, с тонким лицом интеллектуала. Он был человек огромной убежденности и необыкновенной смелости». В 1922г. о.Михаил произнес надолго запомнившуюся верующим проповедь по случаю изъятия мощей Св.Александра Невского из Александро-Невской Лавры, которое происходило при безмолствии Лаврской братии и народа, запуганных расстрелом митрополита Вениамина. «Своими руками отдаете вы святыню ваших предков, и на вас падет ответ за поругание святыни», - сказал о.Михаил. С самого начала обновленческого раскола о.Михаил занял четкую позицию неприятия обновленчества, неизменно поминал за богослужением арестованного Патриарха Тихона.

Последующая судьба церкви похожа на тысячи других в России. Не совсем обычна лишь тем, что архивы сохранили много документов о том КАК происходило разорение (подробности тут), как власть доказывала народу, что церковь им - не нужна. И большая часть этого народа с радостью приняла новую "религию" и пошла уничтожать источник "опиума". Когда мне в руки попали все эти архивные документы, больше всего поразила вот эта докладная директора завода, который подсчитал, что выгоднее церковь снести вовсе, чем перестраивать в клуб. Может быть, в тот момент, когда составлял смету, что-то в его душе дрогнуло, когда решил, что лучше убить, чем надругаться? Выбор у него был только таким: или-или...
..................................................................................................................................
    Направляется к Вам смета по переделке Сопчинской церкви под клуб. Прошу проверить, результаты сообщить и оказать необходимую помощь в работах.

Зам. Директора________________________подпись
22. 10. 1936 г.

Лист 3.
Прилагается смета на 2 листах. Итого переоборудование церкви обойдется суммой руб 16000.
Кирпича от разборки получим 100 000 шт.
Щебня куб/м                              -100
......................................................................................................................

И церковь начали разбирать по кирпичику, что с радостью выполняли "комсомольцы-добровольцы" под слезы своих матерей и бабушек. Из добротного материала строили новые дома, закладывали фундаменты и укладывали в тротуары... Есть тротуар, по которому люди до сих пор не любят ходить, упорно сворачивая на проезжую часть дороги. Не зная истории его строительства, просто - ЧУВСТВУЯ.

С уходом бабушек-прабабушек о существовании церкви около сельского кладбища забылось, так казалось. Но то ли камни под ногами, в фундаментах домов начали напоминать о своей истории, то ли время пришло эти "камни" собирать, но вдруг в людях начало просыпаться тоска по СВОЕМУ храму. А детям, не имеющим представления о религии вдруг начали сниться плачущие иконы...

В катлаване фундамента старой церкви выросли березы, кладбище разрослось до самого бывшего алтаря. И церковь начали  строить на другом месте, собирая бабушкины "копеечки" и более внушительные предпринимательские "рублики". Может быть, новая церковь не столь "церковна", как предшествующая, и не совсем такая, какую лично мне хотелось бы видеть в этом месте. Но идя праздничным утром на службу, понимаешь, насколько важно быть именно ПРИХОЖАНИНОМ, важно - ПРИХОДИТЬ. Не бежать на остановку автобуса, не тащиться в автомобильной пробке скрипя зубами на собратьев-автомобилистов, а - ИДТИ, любуясь по пути небом, слушать соловьев в придорожных кустах, отвечать на приветствия знакомых.И стоять на службе зная, что рядом твои соседи, одноклассники, знакомые...





2 комментария:

  1. Татьяна, спасибо за такой замечательный рассказ! Очень интересно было читать.

    ОтветитьУдалить
  2. Я рада, что понравилось. История этой разрушенной церкви сама по себе затрагивающая глубоко изнутри.

    ОтветитьУдалить