"Как здорово, что все мы здесь, сегодня собрались..." Было большое рабочее село, а вокруг - 14 деревень. И все объединялись одним словом Приход церкви в честь Богоявления Господня. Строительство деревянной церкви в этих местах народная молва относит к 1673 г. В писцовых книгах1785 г. за церковью уже записаны леса, озера, рыбные ловли, перешедшие затем новой каменной церкви. Ее построили в 1804 г. и освятили в честь Богоявления Господня. Была она «прочной, украшенной небедно, оснащенной утварью и ризницей в достаточном количестве». Сложили церковь из красного кирпича и белого камня, покрыли железом. Кроме алтарной главы, возвышались пять других глав. Кресты были обиты белой жестью, а купола и крыша окрашены зеленой краской. На церковной колокольне размещались шесть колоколов, самый большой из них весил 107 пудов, повседневный колокол – 15 пудов.
Последнее фото этой церкви, которая была несколько веков, собирала и согревала около себя людей, взращивала династии священников (служили несколько поколений знаменитой династии священников Яворских, последний из которых, о. Михаил, закончил Петроградскую ДА и Археологический институт, служил в Петербурге. О.Михаил был темпераментным проповедником, широко образованным человеком. Прихожане - как простые люди, так и интеллигенты - очень любили о.Михаила. Он был постоянным гостем дворницких, чердаков, подвалов. Он был другом старых бабушек, торговавших семечками, приятелем сторожей, прислуги, чернорабочих. Это был красивый, стройный батюшка с академическим значком, с тонким лицом интеллектуала. Он был человек огромной убежденности и необыкновенной смелости». В 1922г. о.Михаил произнес надолго запомнившуюся верующим проповедь по случаю изъятия мощей Св.Александра Невского из Александро-Невской Лавры, которое происходило при безмолствии Лаврской братии и народа, запуганных расстрелом митрополита Вениамина. «Своими руками отдаете вы святыню ваших предков, и на вас падет ответ за поругание святыни», - сказал о.Михаил. С самого начала обновленческого раскола о.Михаил занял четкую позицию неприятия обновленчества, неизменно поминал за богослужением арестованного Патриарха Тихона.
Последующая судьба церкви похожа на тысячи других в России. Не совсем обычна лишь тем, что архивы сохранили много документов о том КАК происходило разорение (подробности тут), как власть доказывала народу, что церковь им - не нужна. И большая часть этого народа с радостью приняла новую "религию" и пошла уничтожать источник "опиума". Когда мне в руки попали все эти архивные документы, больше всего поразила вот эта докладная директора завода, который подсчитал, что выгоднее церковь снести вовсе, чем перестраивать в клуб. Может быть, в тот момент, когда составлял смету, что-то в его душе дрогнуло, когда решил, что лучше убить, чем надругаться? Выбор у него был только таким: или-или...
..................................................................................................................................
Направляется к Вам смета по переделке Сопчинской церкви под клуб. Прошу проверить, результаты сообщить и оказать необходимую помощь в работах.
Зам. Директора________________________подпись
22. 10. 1936 г.
Лист 3.
Прилагается смета на 2 листах. Итого переоборудование церкви обойдется суммой руб 16000.
Кирпича от разборки получим 100 000 шт.
Щебня куб/м -100
......................................................................................................................
И церковь начали разбирать по кирпичику, что с радостью выполняли "комсомольцы-добровольцы" под слезы своих матерей и бабушек. Из добротного материала строили новые дома, закладывали фундаменты и укладывали в тротуары... Есть тротуар, по которому люди до сих пор не любят ходить, упорно сворачивая на проезжую часть дороги. Не зная истории его строительства, просто - ЧУВСТВУЯ.
С уходом бабушек-прабабушек о существовании церкви около сельского кладбища забылось, так казалось. Но то ли камни под ногами, в фундаментах домов начали напоминать о своей истории, то ли время пришло эти "камни" собирать, но вдруг в людях начало просыпаться тоска по СВОЕМУ храму. А детям, не имеющим представления о религии вдруг начали сниться плачущие иконы...
В катлаване фундамента старой церкви выросли березы, кладбище разрослось до самого бывшего алтаря. И церковь начали строить на другом месте, собирая бабушкины "копеечки" и более внушительные предпринимательские "рублики". Может быть, новая церковь не столь "церковна", как предшествующая, и не совсем такая, какую лично мне хотелось бы видеть в этом месте. Но идя праздничным утром на службу, понимаешь, насколько важно быть именно ПРИХОЖАНИНОМ, важно - ПРИХОДИТЬ. Не бежать на остановку автобуса, не тащиться в автомобильной пробке скрипя зубами на собратьев-автомобилистов, а - ИДТИ, любуясь по пути небом, слушать соловьев в придорожных кустах, отвечать на приветствия знакомых.И стоять на службе зная, что рядом твои соседи, одноклассники, знакомые...
Последнее фото этой церкви, которая была несколько веков, собирала и согревала около себя людей, взращивала династии священников (служили несколько поколений знаменитой династии священников Яворских, последний из которых, о. Михаил, закончил Петроградскую ДА и Археологический институт, служил в Петербурге. О.Михаил был темпераментным проповедником, широко образованным человеком. Прихожане - как простые люди, так и интеллигенты - очень любили о.Михаила. Он был постоянным гостем дворницких, чердаков, подвалов. Он был другом старых бабушек, торговавших семечками, приятелем сторожей, прислуги, чернорабочих. Это был красивый, стройный батюшка с академическим значком, с тонким лицом интеллектуала. Он был человек огромной убежденности и необыкновенной смелости». В 1922г. о.Михаил произнес надолго запомнившуюся верующим проповедь по случаю изъятия мощей Св.Александра Невского из Александро-Невской Лавры, которое происходило при безмолствии Лаврской братии и народа, запуганных расстрелом митрополита Вениамина. «Своими руками отдаете вы святыню ваших предков, и на вас падет ответ за поругание святыни», - сказал о.Михаил. С самого начала обновленческого раскола о.Михаил занял четкую позицию неприятия обновленчества, неизменно поминал за богослужением арестованного Патриарха Тихона.
Последующая судьба церкви похожа на тысячи других в России. Не совсем обычна лишь тем, что архивы сохранили много документов о том КАК происходило разорение (подробности тут), как власть доказывала народу, что церковь им - не нужна. И большая часть этого народа с радостью приняла новую "религию" и пошла уничтожать источник "опиума". Когда мне в руки попали все эти архивные документы, больше всего поразила вот эта докладная директора завода, который подсчитал, что выгоднее церковь снести вовсе, чем перестраивать в клуб. Может быть, в тот момент, когда составлял смету, что-то в его душе дрогнуло, когда решил, что лучше убить, чем надругаться? Выбор у него был только таким: или-или...
..................................................................................................................................
Направляется к Вам смета по переделке Сопчинской церкви под клуб. Прошу проверить, результаты сообщить и оказать необходимую помощь в работах.
Зам. Директора________________________подпись
22. 10. 1936 г.
Лист 3.
Прилагается смета на 2 листах. Итого переоборудование церкви обойдется суммой руб 16000.
Кирпича от разборки получим 100 000 шт.
Щебня куб/м -100
......................................................................................................................
И церковь начали разбирать по кирпичику, что с радостью выполняли "комсомольцы-добровольцы" под слезы своих матерей и бабушек. Из добротного материала строили новые дома, закладывали фундаменты и укладывали в тротуары... Есть тротуар, по которому люди до сих пор не любят ходить, упорно сворачивая на проезжую часть дороги. Не зная истории его строительства, просто - ЧУВСТВУЯ.
С уходом бабушек-прабабушек о существовании церкви около сельского кладбища забылось, так казалось. Но то ли камни под ногами, в фундаментах домов начали напоминать о своей истории, то ли время пришло эти "камни" собирать, но вдруг в людях начало просыпаться тоска по СВОЕМУ храму. А детям, не имеющим представления о религии вдруг начали сниться плачущие иконы...
В катлаване фундамента старой церкви выросли березы, кладбище разрослось до самого бывшего алтаря. И церковь начали строить на другом месте, собирая бабушкины "копеечки" и более внушительные предпринимательские "рублики". Может быть, новая церковь не столь "церковна", как предшествующая, и не совсем такая, какую лично мне хотелось бы видеть в этом месте. Но идя праздничным утром на службу, понимаешь, насколько важно быть именно ПРИХОЖАНИНОМ, важно - ПРИХОДИТЬ. Не бежать на остановку автобуса, не тащиться в автомобильной пробке скрипя зубами на собратьев-автомобилистов, а - ИДТИ, любуясь по пути небом, слушать соловьев в придорожных кустах, отвечать на приветствия знакомых.И стоять на службе зная, что рядом твои соседи, одноклассники, знакомые...
Татьяна, спасибо за такой замечательный рассказ! Очень интересно было читать.
ОтветитьУдалитьЯ рада, что понравилось. История этой разрушенной церкви сама по себе затрагивающая глубоко изнутри.
ОтветитьУдалить